SNMP — протокол, который используется для обмена сообщениями между агентом и менеджером.
1) Managed Object (Управляемое устройство, SNMP-сущность, SNMP entity) непосредственно, само устройство, которым управляют и с которого считывают/записывают данные
2) SNMP Agent — программное обеспечение, запускаемое на управляемом устройстве, либо на устройстве, подключенном к интерфейсу управления управляемого устройства. Агент обладает локальным знанием управляющей информации и переводит эту информацию в специфичную для SNMP форму или из неё (медиация данных).
3) MIB (management information base) — база данных, которая используется для управления устройствами в сети. На каждом управляемом устройстве хранится набор переменных, которые используются для управления им. Эти переменные предоставляют информацию о возможностях устройства, которые отправляются NMS и/или параметры, которые отправляются управляемым устройствам для контроля над ними.
Каждая переменная в MIB называется MIB-объект и описана с использованием SMI (Structure of Management Information).
4) Система сетевого управления (Network Management System, NMS) — программное обеспечение, взаимодействующее с менеджерами для поддержки комплексной структуры данных, отражающей состояние сети.
SNMP работает на прикладном уровне TCP/IP (седьмой уровень модели OSI). Агент SNMP получает запросы по UDP-порту 161. Менеджер может посылать запросы с любого доступного порта источника на порт агента. Ответ агента будет отправлен назад на порт источника на менеджере. Менеджер получает уведомления (Traps и InformRequests) по порту 162. Агент может генерировать уведомления с любого доступного порта. При использовании TLS или DTLS запросы получаются по порту 10161, а ловушки отправляются на порт 10162.
SNMPv3 в отличии от версий 1 и 2 предоставляет важные особенности безопасности:
Концепт структуры
1) Managed Object (Управляемое устройство, SNMP-сущность, SNMP entity) непосредственно, само устройство, которым управляют и с которого считывают/записывают данные
2) SNMP Agent — программное обеспечение, запускаемое на управляемом устройстве, либо на устройстве, подключенном к интерфейсу управления управляемого устройства. Агент обладает локальным знанием управляющей информации и переводит эту информацию в специфичную для SNMP форму или из неё (медиация данных).
3) MIB (management information base) — база данных, которая используется для управления устройствами в сети. На каждом управляемом устройстве хранится набор переменных, которые используются для управления им. Эти переменные предоставляют информацию о возможностях устройства, которые отправляются NMS и/или параметры, которые отправляются управляемым устройствам для контроля над ними.
Каждая переменная в MIB называется MIB-объект и описана с использованием SMI (Structure of Management Information).
4) Система сетевого управления (Network Management System, NMS) — программное обеспечение, взаимодействующее с менеджерами для поддержки комплексной структуры данных, отражающей состояние сети.
Архитектура протокола
Участники взаимодействия называются SNMP объектами/сущностями (SNMP entity). SNMP-сущность состоит из engine и одного или нескольких приложений.
SNMPv3 Engine состоит:
- Диспетчер (dispatcher) — посылает и получает сообщения. Определяет версию каждого полученного сообщения и, если версия поддерживается, передает сообщение Подсистеме обработки сообщений. Отправляет SNMP-сообщения другим SNMP-сущностям.
- Подсистема обработки сообщений (message processing subsystem) — готовит сообщения к отправке и извлекает данные из полученных сообщений. Может состоять из нескольких модулей обработки сообщений. Например, модули для обработки запросов SNMPv1, SNMPv2, SNMPv3.
- Подсистема безопасности (security subsystem) — осуществляет аутентификацию и шифрование.
- Подсистема контроля доступа (access control subsystem) — отвечает за контроль доступа к объектам MIB.
Приложения SNMPv3
- Генератор команд (command generator) — генерирует запросы get, get-next, get-bulk, set и обрабатывает ответы. Это приложение реализовано на NMS и может отправлять запросы на SNMP-сущности, которые находятся на маршрутизаторах, коммутаторах и других устройствах.
- Command responder — отвечает на запросы get, getNext, getBulk и set. Реализован, например, на коммутаторах, маршрутизаторах. Для SNMPv1 и SNMPv2 command responder реализован в SNMP агенте.
- Отправитель уведомлений (notification originator) — генерирует SNMP trap и уведомления. Реализован в SNMP-сущности на коммутаторе.
- Получатель уведомлений (notification receivers) — получает trap и информационные сообщения. Это приложение реализовано на NMS.
Сообщения протокола SNMP
Сообщение | Появилось в версии | Ответное сообщение | Кем обычно отправляется | Основное предназначение |
---|---|---|---|---|
Get | 1 | Response | Manager | Запрос значения одной переменной |
GetNext | 1 | Response | Manager | Запрос о получении информации о следующей в иерархии переменной |
GetBulk | 2 | Response | Manager | Запрос о получении значений нескольких последовательных переменных. Например, для получения таблицы маршрутизации |
Response | 1 | Нет | Agent | Используется для ответа на сообщения Get и Set |
Set | 1 | Response | Manager | Отправляется менеджером агенту. Указывает агенту какое значение присвоить конкретной переменной. Агент отвечает сообщением Response |
Trap | 1 | Нет | Agent | Позволяет агенту отправлять по собственной инициативе информацию SNMP-менеджеру (без запроса от менеджера) |
Inform | 2 | Response | Manager | Сообщение используется между SNMP-менеджерами для обмена информацией MIB |
Детали
SNMP работает на прикладном уровне TCP/IP (седьмой уровень модели OSI). Агент SNMP получает запросы по UDP-порту 161. Менеджер может посылать запросы с любого доступного порта источника на порт агента. Ответ агента будет отправлен назад на порт источника на менеджере. Менеджер получает уведомления (Traps и InformRequests) по порту 162. Агент может генерировать уведомления с любого доступного порта. При использовании TLS или DTLS запросы получаются по порту 10161, а ловушки отправляются на порт 10162.
SNMPv3 в отличии от версий 1 и 2 предоставляет важные особенности безопасности:
- Конфиденциальность - шифрование пакетов для предотвращения перехвата несанкционированным источником.
- Целостность - целостность сообщений, для предотвращения изменения пакета в пути, включая дополнительный механизм защиты от повторной передачи перехваченного пакета.
- Аутентификация - чтобы убедиться, что сообщение пришло из правильного источника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий